Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

Коллекции


Калининградский музей изобразительных искусств обладает крупнейшей в России коллекцией графики и живописи выдающегося отечественного художника Элия Белютина, идеолога и участника группы «Новая реальность». Уникальный монографический материал в фондовом собрании музея охватывает все периоды творчества Белютина: от ранних ученических работ, натурных этюдов и набросков, до абстрактного экспрессионизма и «модульной» живописи.

Элий Михайлович Белютин (1925-2012) – представитель неофициального искусства, педагог и теоретик, одна из ключевых фигур культурной жизни страны эпохи «оттепели». Особую известность он получил после скандала 1962 года, разразившегося в московском центральном выставочном зале «Манеж». На выставке, посвященной 30-летию Московского союза художников, Никита Сергеевич Хрущев познакомился с творчеством живописцев, тяготевших к авангардным течениям в искусстве. Новаторские художественные поиски, в корне отличавшиеся от господствовавшего в искусстве соцреализма, Хрущев воспринял крайне негативно: в адрес художников звучали не только бранные комментарии, но и угрозы политической расправы. После той выставки многие молодые авторы вынуждены были уйти в подполье. «Новую реальность» Белютина лишили официального статуса, а сам художник с тех пор должен был самостоятельно искать средства для продолжения преподавательской деятельности.

События в Манеже надолго закрепили за участниками студии ярлык «абстракционистов», что, по существу, не являлось правдой. Основная психологическая установка, которую задавал Белютин своим ученикам, заключалась в полном эмоциональном раскрепощении вплоть до гиперболизации переживаний. В изобразительном эквиваленте это выражалось в активных цветовых решениях, деформации формы, пастозной фактуре и других экспрессивных приемах, при этом изображение почти всегда оставалось фигуративным. Стилистически произведения студии сложно отнести к какому-либо направлению. Белютин и его ученики сумели синтезировать собственный своеобразный художественный язык из элементов различных течений.

Созданная Элием Белютиным в начале 1960-х годов мастерская в селе Абрамцево стала Меккой для многих молодых художников. В какой-то мере это компенсировало им отсутствие выставочной деятельности и отзывов художественной критики в советском государстве на последующие двадцать пять лет.

Официальный процесс реабилитации искусства андеграунда был запущен в конце 1980-х годов, что значительно изменило ситуацию: работы «подпольных» художников начали активно экспонироваться, в том числе и за рубежом.

В 1990 году, когда после варшавской выставки произведения Белютина и студии «Новая реальность» возвращались в Москву, художник получил предложение показать их в Калининграде. Согласие было получено, и вскоре в Калининградском музее изобразительных искусств состоялась первая советская выставка студии «Новая реальность» под названием «От «оттепели» до «перестройки». Это знаковое событие предопределило тесное сотрудничество Элия Белютина и Калининградского музея изобразительных искусств – так было положено начало коллекции произведений «Новой реальности» в фондовом собрании музея. Для дальнейшего комплектования этой коллекции музей стал активно закупать работы по завершении крупных выставочных событий, связанных со студией.

2017 год в истории Калининградского музея изобразительных искусств отмечен беспрецедентным событием – Нина Молева, вдова художника, передала в дар музею фактически всю мастерскую Элия Белютина, включая мебель, и коллекцию, насчитывающую около 100 полотен и свыше 1000 листов графики.