Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Кёнигсбергская биржа
История здания музея

История здания музея

Калининградский музей изобразительных искусств располагается в здании бывшей торговой биржи Кёнигсберга, построенном в 1875 году по проекту архитектора Генриха Мюллера в стиле итальянского неоренессанса с элементами классицизма. Его стены облицованы обернкирхенским песчаником — «камнем царей и королей». Главную лестницу украшают скульптуры львов-щитодержателей работы Эмиля Хундризера. Для фасада мастер также создал аллегорические фигуры, олицетворяющие четыре континента — Европу, Азию, Америку и Африку, однако эти произведения были утрачены после Второй мировой войны. 


00001.jpg

Кёнигсбергская биржа стала не только деловым, но и культурным центром города. В её стенах проводились выставки, балы-маскарады, концерты и театральные вечера; звучала музыка Антона Рубинштейна, Йоганнеса Брамса, Йозефа Иоахима в авторском исполнении; демонстрировались работы Гюстава Курбе, Эдуарда Мане, Эдгара Дега, Клода Моне, Анри де Тулуз-Лотрека, Ловиса Коринта, Кете Кольвиц и др. В помещениях цокольного этажа находились почта, телеграф и ресторан «Берзенкеллер», одну из стен которого украшала фреска с изображением Верхнего рыбного рынка в порту Кёнигсберга авторства кёнигсбергского художника Вильгельма Айзенблеттера.

Здание серьёзно пострадало в результате бомбардировок британской авиации в 1944 году. После его руины использовались в качестве декораций для советских фильмов «Судьба человека» (1959), «Мир входящему» (1961), «Отец солдата» (1964), «Женя, Женечка и Катюша» (1967).

В конце 1950-х был создан проект размещения в здании краеведческого музея, однако проект так и не был воплощен в жизнь. Масштабная реконструкция, приблизившая облик бывшей биржи к задумке архитектора, началась в 1967 году. После обновления в здании 29 декабря 1972 года открылся Дворец культуры моряков, после располагался Областной центр культуры молодёжи, а в 2018 году разместился Калининградский музей изобразительных искусств. 

00002.jpg                     

Генрих Мюллер (1819, Бремен-Обернойланд — 1890, Бремен) — архитектор, автор здания Кёнигсбергской биржи

МЮЛЛЕР.jpgРодился в Бремене (Германия), там же проходил обучение профессии каменщика. Два года учился в Мюнхене, позже – в Берлинской академии архитектуры под руководством архитектора Генриха Штрака. После окончания учёбы работал в Гамбурге, где получил свои первые независимые заказы.

В 1849 году Генрих Мюллер вернулся в Бремен и приступил к разработке архитектурного проекта внушительного здания в стиле неоренессанса по заказу Эмиграционного центра Бременхафена. С этого момента его слава стремительно росла. С 1848 по 1890-е годы Мюллер спроектировал и возвёл порядка 40 зданий частного и общественного назначения. В основном он работал в неоготическом стиле, однако не меньше любил поздний классицизм и неоренессанс. 

В 1864 году Генрих Мюллер создал проект новой биржи в Бремене. При выборе проектировщика торговой биржи Кёнигсберга Генрих Мюллер, хорошо знакомый с архитектурой ганзейских городов, был в приоритете у Торговой палаты города. Строительство здания в стиле итальянского неоренессанса с элементами классицизма велось с 1870 по 1875 год. 

В последний год своей жизни архитектор вновь обратился к неоренессансу и создал проект фасада отеля «Хильманн» в Бремене. С 1868 года и вплоть до своей смерти он был президентом Ассоциации художников в родном городе. Генрих Мюллер скончался в 1890 году. Его похоронили на Ринсбергском кладбище в Бремене.

Большинство спроектированных Генрихом Мюллером общественных учреждений были разрушены во время Второй мировой войны, и только Кёнигсбергскую биржу восстановили без значительных изменений фасада. 

Эмиль Хундризер (1846, Кёнигсберг — 1911, Берлин) — скульптор, автор скульптурного оформления торговой биржи Кёнигсберга

ХУНДРИЗЕР.jpg

Родился в Кёнигсберге 13 января 1846 года. В 1865-1868 годах обучался у скульптора Рудольфа Зимеринга в Прусской академии художеств в Берлине, по окончании которой некоторое время продолжал работать в мастерской своего учителя.

Особое влияние на творчество Хундризера оказал Рейнгольд Бегас – немецкий скульптор, представитель необарокко берлинской скульптурной школы. Прежде чем окончательно обосноваться в Берлине, Хундризер много путешествовал по Франции, Бельгии и Австрии, создал скульптуры для площадей и общественных сооружений в таких крупных городах Германии, как Берлин, Франкфурт-на-Майне, Магдебург, Любек.

В 1875 году для здания торговой биржи в его родном Кёнигсберге Эмиль Хундризер создал аллегорические фигуры четырёх сторон света. Они символизировали торговые связи города с Европой, Азией, Африкой и Америкой. Центром каждой композиции выступала женская фигура, справа и слева от неё находились – сидящие мужские фигуры. Скульптуры размещались на крыше здания и были утрачены после Второй мировой войны. Однако выполненные Эмилем Хундризером фигуры львов-щитодержателей из песчаника, расположенные на центральной лестнице здания, сохранились до наших дней.

В 1892 году Хундризер стал членом Прусской академии художеств, а в 1895 году получил звание её профессора. Скульптор умер в Берлине в 1911 году. В память о его выдающихся заслугах в Кёнигсберге именем Эмиля Хундризера назвали улицу недалеко от здания торговой биржи, в районе Кёнигсбергского порта.

x 80 Победа!