Музей изобразительных искусств расположился в бывшей Кёнигсбергской бирже, построенной в самом сердце довоенного Кёнигсберга, на берегу реки Прегель, по проекту известного немецкого архитектора Генриха Мюллера в 1870-1875 годах. Здание выполнено в стиле итальянского неоренессанса с элементами классицизма и является архитектурной жемчужиной Калининграда и области. Фасад здания украшают скульптурные работы другого известного немецкого автора – скульптора Э. Хундризера (1846 – 1911). Для биржи он создал скульптурную пару львов-щитоносцев, расположенных на главной лестнице, и символические скульптурные группы четырех континентов – Европы, Азии, Америки и Африки, украшавших здание.
Внутри биржа была функционально разделена на 2 части – северную, с колонной галереей, имевшей некогда стеклянную кровлю, и южную – большой зал, предназначавшийся для проведения биржевых торгов, а также торжественных церемоний, концертов, художественных выставок. Известно, что в июле 1917 года там проходила юбилейная выставка К. Кольвиц, приуроченная к ее 50-летию. В разные годы также выставлялись произведения Л. Коринта, Э. Дега, К. Моне, Г. Курбе и др. В помещениях цокольного этажа находилась почта, телеграф и ресторан «Бёрзенкеллер», одну из стен которого украшала фреска с видом Верхнего рыбного рынка в порту Кёнигсберга, авторства известного кёнигсбергского художника, мастера городского пейзажа – В. Айзенблэттера.
В августе 1944 года, во время авиационных бомбардировок города, Кёнигсбергская биржа была повреждена – выгорели все деревянные конструкции здания. В конце 1950-х годов был создан проект размещения в здании Краеведческого музея. В музее предполагалось открытие более 30 выставочных площадей, библиотека, читальный и лекционные залы и много другое. Проект так и не был реализован.
В 1960 году было принято решение о присвоении зданию статуса памятника архитектуры республиканского значения. Тогда же здание биржи не раз становилось декорацией к фильмам о войне, которые снимались на территории Калининграда, все еще лежавшего на тот момент в руинах. Кёнигсбергская биржа появляется в к/ф «Судьба человека» (1959 г.), «Мир входящему» (1961 г.), «Отец солдата» (1964 г.), «Женя, Женечка и Катюша» (1967 г.).
Реконструкция здания биржи была начата в 1967 году. Внешний облик здания был сохранен, интерьеры же подверглись перепланировкам. После завершения реконструкции, в 1973 году в здании был открыт Дворец культуры моряков. До 2018 года располагался Областной центр культуры молодежи. В 2017-м году принято официальное решение о переезде Калининградского музея изобразительных искусств в здание Биржи, подготовлен архитектурный проект, отражающий широкие возможности адаптации залов после реставрации для постоянных и временных выставок музея. Завершить реализацию проекта планируется в 2020 году.
Известный архитектор из Бремена, Германия. Автор здания Кенигсбергской биржи, спроектированного им в 1870 – 1875 годах.
Родился в г. Бремен, Германия, там же проходил обучение в качестве каменщика. Затем были два года учебы в Мюнхене, позже – в Берлинской академии архитектуры, где Мюллер работал под руководством архитектора Г. Штрака.
Некоторое время после окончания Академии работал в Гамбурге, где получил свои первые независимые заказы. В 1849 году Мюллер вернулся в Бремен, и сразу получил крупный заказ от Эмиграционного центра Бременхафена на разработку проекта внушительного здания в стиле неоренессанса. С этого момента росла его слава – он получал заказ за заказом. В период с 1848 по 1890-е годы им было спроектировано и возведено порядка 40 зданий частного и общественного назначения. Работал он в основном в неоготическом стиле, но не меньше любил и стиль позднего классицизма и неоренессанс.
В 1864 году Г. Мюллер создал проект здания Новой Биржи в Бремене в неоготическом стиле. Мюллер, хорошо знакомый с архитектурой Ганзейских городов, был в приоритете у Торговой Палаты Кенигсберга при выборе архитектора для строительства Новой Биржи, которую он спроектировал в 1870-1875 годах.
В последний год своей жизни, в 1890 году Г. Мюллер вновь обращается к неоренессансу и создает проект фасада Хилльманн-Отеля в Бремене. Большинство спроектированных им общественных учреждений были разрушены во время Второй Мировой войны и только Кенигсбергская биржа восстановлена без значительных изменений фасада. Об остальном же можно теперь судить лишь по довоенным фотографиям.С 1868 года и вплоть до своей смерти был президентом Ассоциации художников в Бремене, основанной в 1856 году. Скончался архитектор в 1890 году, похоронен на кладбище Риенсберга в Бремене.
Эмиль Хундризер (1846, Кёнигсберг – 1911, Берлин)
Немецкий скульптор, живший и работавший большую часть жизни в Берлине.
Родился в Кенигсберге в 1846 году. В 1865 – 1868 гг. обучался в мастерского скульптора Р. Зимеринга в Прусской академии художеств в Берлине, по окончании которой некоторое время продолжал работать в мастерской своего учителя. Особое влияние на творчество Хундризера оказал Р. Бегас – известный немецкий скульптор, представитель необарокко берлинской скульптурной школы. Прежде чем окончательно обосноваться в Берлине, Хундризер много путешествовал по Франции, Бельгии и Австрии, он создал множество статуй для площадей и общественных сооружений в таких крупных городах Германии, как Берлин, Франкфурт-на-Майне, Магдебург, Любек.
В 1875 году для здания Торговой Биржи, расположенной в его родном городе Кёнигсберге мастер создает символические скульптурные группы четырех континентов: Европы, Азии, Африки и Америки, которые размещались на крыше и были утрачены после Второй Мировой войны. Воссоздание этих скульптур предполагается во время реставрационных работ в здании Биржи. Две фигуры львов-щитодержателей из песчаника, расположенные на центральной лестнице здания, сохранились до наших дней.
В 1892 году Хундризер стал членом Прусской академии художеств, а в 1895 году получил звание её профессора. Умер Эмиль Хундризер в Берлине в 1911 году. В память о выдающихся заслугах скульптора в Кёнигсберге его именем была названа одна из улиц недалеко от здания Биржи, в районе Кёнигсбергского порта.