В собрании декоративно-прикладного искусства Музея изобразительных искусств представлено более 2000 произведений. Это стекло и керамика, ткачество и ювелирное дело.
Коллекция стекла и керамики включает в себя произведения художников времени расцвета декоративно-прикладного искусства в России второй половины ХХ века – 1960-х – 1990-х.Предметы из стекла отличаются разнообразием форм и красотой цветовых сочетаний. Это строгий и нарядный хрусталь Дятьковского (Брянская обл.) и Гусь-Хрустального (Владимирская обл.) заводов (авторы Мирона-Татьяна Грабарь, Станислав Верин, Павел Старченко, Наталья Тихомирова), художественное стекло мастеров Москвы, Санкт-Петербурга, Твери и Владимира (Дмитрий и Людмила Шушкановы, Светлана Рязанова, Юрий Жульев и другие). Широко представлена и керамика: изысканно-утончённый фарфор Дулевского (Московская обл.) и Дмитровского (Ленинградская обл.) заводов – авторы Вера Тодорская, Татьяна Линчевская, Александр Борисов, Виктор Жбанов; торжественные, расписанные кистью произведения санкт-петербургских и московских керамистов – Лилии Богатко, Василия Цыганкова, Асты Бржезицкой, Натальи Полторацкой, Татьяны Акуловой. В них отражено богатство керамических техник, многообразие подходов к формообразованию, пластические и изобразительные возможности материала. Ручные процессы труда, поливы, дающие при обжиге неожиданные эффекты, подчёркивают одно из достоинств керамики – её неповторимость.
Ручное ткачество представлено прежде всего современными гобеленами, поэтичными, изящными. Их выткали Галина Година, Людмила Голуб, Елена Артюшенко и другие мастера. Произведения демонстрируют высокую технику исполнения, разнообразие используемого художниками материала: наряду с традиционными шерстяными нитями смело введены пенька, сизаль, верёвка, монит (металлическая нить), конский волос, шпагат и лён.
Предметы из раздела ювелирного искусства, выполненные в 1970-1990-е годы, в большинстве своём уникальны. Коллекция дает представление о своеобразии основных российских школ ювелирного искусства. Для работ известных мастеров ленинградской школы (Игорь и Виталий Ершовы, Вера Поволоцкая) характерен интерес к фактуре цветного камня; московские ювелиры известны смелыми экспериментами с формой, новым осмыслением богатых традиций русского ювелирного искусства (произведения Виктора Беляева, Алексея Попова, Анны Ярошенко и целого ряда других авторов). Один из старейших центров изготовления изделий из металла в России – село Красное-на-Волге Костромской области. Эта школа возникла в 16 – начале 17 вв., существует и поныне. В современных произведениях красносельцев, в частности, художников Валерия Марьина и Зои Козиной, сохранены традиционная красота линий, тонкость технической отделки русской филиграни, ажура в сочетании с полудрагоценными и поделочными камнями, отражено мироощущение художников сегодняшнего дня, передан идеал современной красоты. Источником вдохновения для калининградских ювелиров стал янтарь – солнечный камень Балтики.
В коллекции декоративно-прикладного искусства широко представлены произведения ведущих художников Калининграда разных поколений: керамистов Владимира и Светланы Андреевых, Сергея и Галины Олоничевых, Евгении Зорькиной, Виктора и Валентины Елфимовых; мастеров по ручному ткачеству и декоративной росписи тканей Нелли Смирнягиной, Ольги Ульяновой, Надежды Матвеевой; ювелирные изделия Геннадия Лосца, Любови Серебряковой, Людмилы Сахаровой, Игоря Брасюнаса, Надежды Жутиковой и многих других, получивших признание на многих российских и международных выставках. Работы калининградских мастеров достойно поддерживают творчеством критерии профессионализма в изобразительном искусстве, сохраняют и развивают лучшие традиции русской и мировой культуры, отражают этапы развития декоративно-прикладного искусства нашего края.