Проект «Кабинет графики»

Версия для печатиОтправить другу по почте

В 1995 году вдова немецкого скульптора Германа Брахерта — Ирмгард Брахерт — передала в дар КХГ коллекцию из 700 листов факсимиле западноевропейской графики XV–XIX вв. Коллекцию начал собирать ее дед (директор музея в Бреслау, где была мастерская) еще в 30-х гг. прошлого века. В коллекции одни из первых лучших экземпляров факсимиле.

Факсимиле (от лат. fax simile — делай подобное) — точное воспроизведение графического оригинала фотографическим или печатным способом. Данный способ позволял передать все нюансы графического произведения.

В рамках масштабного и долгосрочного проекта «Кабинет графики», целью которого является последовательное и как можно более полное знакомство зрителя с классическими произведениями графического искусства, Калининградская художественная галерея предлагает следующие выставки:

1. Исторический, мифологический жанры в произведениях европейских мастеров
XV–XVIII  вв.

Зародившись в древности, исторический жанр соединял реальные исторические события с мифами. Исторический жанр в станковой живописи начал складываться в Европе в эпоху Возрождения, в XV–XIX вв. его рассматривали как «высокий» жанр, выдвинув на первый план (религиозные, мифологические, аллегорические, собственно исторические сюжеты). Картины исторического жанра наполняли драматическим содержанием, высокими эстетическими идеалами, глубиной человеческих отношений.

Мифологический жанр соприкасается с историческим и оформляется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие возможности для воплощения рассказов и персонажей со сложным этическим, зачастую аллегорическим подтекстом.

2. Ave Maria. Иконография Девы Марии в европейском искусстве XV–XVIII  вв.

Мария, в христианской традиции — Богородица, — величайшая из христианских святых.

В изобразительном искусстве всех великих исторических эпох, начиная с раннего Средневековья, историки обнаруживают художественное отображение той важной роли, которую Пресвятая Дева играла в теологии.

В эпоху готики она была «Матерью Искупителя». В эпоху Возрождения преобладающей темой становится образ «Матери и Младенца», воплощенный в прославленных творениях Фра Анжелико, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Фра Филиппо Липпи, Боттичелли, Корреджо, Дольчи, Перуджино, Тициана и Верроккьо в Италии, Ван Эйка, Мемлинга и Рубенса во Фландрии и Ханса Хольбейна Младшего и Дюрера в Германии. Для барочного стиля было типично изображение Девы Марии в роли «Победительницы Сатаны», а в современную эпоху — в образе «Посредницы Благодати».

Исключая Спасителя, нет в христианской иконографии ни одного предмета, который бы так часто был изображаем, так увлекал сердце, так упражнял талант художников всех времен, как лик Пресвятой Девы. Во все времена иконописцы пытались передать лику Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие, на какие только было способно их воображение.

3. Портрет в произведениях европейских мастеров XV–XVIII  вв.

Портрет — один из древнейших жанров изобразительного искусства. Поздняя готика и Возрождение — бурный период развития портрета, когда происходит становление портретного жанра, достигающего вершин гуманистической веры в человека и понимания его духовной жизни. В XVI веке появляются следующие типы портрета: традиционный, аллегорический, символический, автопортрет и групповой портрет.

4. Пейзаж в произведениях европейских мастеров XV–XVIII вв.

С XVI в. пейзаж становится самостоятельным жанром, формируются его разновидности и направления. Выставка включает в себя произведения, иллюстрирующие подвиды пейзажа: сельский, городской пейзаж (в т. ч. ведута), архитектурный, индустриальный, изображения водной стихии — морской и речной пейзаж.

5. Бытовой жанр в произведениях европейских мастеров XV–XVIII  вв.

Обращение к жизни и нравам людей встречаются уже в росписях и рельефах Древнего Востока, в античной вазописи и скульптуре, в средневековых иконах и часословах. Но выделился и приобрел характерные формы бытовой жанр только как явление светского станкового искусства. Его основные черты начали оформляться в XIV–XV вв. в алтарных картинах, рельефах, шпалерах, миниатюрах в Нидерландах, Германии, Франции. В XVI веке в Нидерландах бытовой жанр стал бурно развиваться и обособился.

Обыденная жизнь начинает восприниматься как объект изучения и источник красоты.

6. Немецкая гравюра XV–XVI  вв.

Германия считается родиной европейской гравюры. Первые ксилографии были рассчитаны на широкую публику, они продавались на ярмарках, местах скопления паломников, посещаемых монастырях. В первых же экземплярах резцовой гравюры, дошедших до нас, ощущается родство с изощренной виртуозностью ювелирного искусства поздней готики. Искусство А. Дюрера определило расцвет гравюры в Германии XVI  века.

7. Выставка произведений М. Шонгауэра (1435/1440–1491).

Мартин Шонгауэр — один из величайших мастеров европейского искусства XV века. Наибольшую известность он приобрел как гравер. В живописи творчество художника ознаменовало переход от традиций готики к принципам Возрождения. В его произведениях большую роль начинают играть пейзаж и натюрморт.

Живописные произведения Шонгауэра и особенно его гравюры на меди  отличаются повышенной экспрессивностью и, нередко, стремлением к гармоничной ясности композиционных построений.

Творчество Шонгауэра оказало значительное воздействие на мастеров немецкого Возрождения, в частности на А. Дюрера.

8. Выставка произведений Г. Бургкмайера ст. (1473–1531).

Бургмайер Старший Ганс — немецкий художник, представитель нюрнбергской школы. Предположительно, был учеником М. Шонгауэра, одного из ярких представителей готической немецкой живописи.

Как и многие немецкие живописцы, Бургмайер был блестящим мастером ксилографии. Он выполнил более 700 гравюр на дереве, которые принесли ему известность по всей Германии.

9. Выставка произведений А. Дюрера (1471–1528).

Живописец, рисовальщик, гравер, гуманист, ученый, Дюрер был первым художником в Германии, который стал изучать математику и механику, строительное и фортификационное дело; он первый в Германии пытался применить в искусстве свои научные знания в области перспективы и пропорций; он был единственным немецким художником XVI века, оставившим после себя литературное наследие. Необычайная художественность, широта интересов, разносторонность знаний позволяют поставить Альбрехта Дюрера в один ряд с такими прославленными мастерами Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.

В творчестве Дюрера создан величавый и мужественный, подлинно гуманистический образ человека сложной эпохи.

10. Выставка произведений Лукаса Кранаха ст. (1472–1553).

Кранах Старший Лукас — немецкий художник и график Северного Возрождения.

Творческий облик Кранаха Старшего достаточно противоречив. Уже в ранних произведениях проявился его новаторский дух: свобода композиций, стремление к конкретному воплощению натуры. Увлеченный идеями гуманизма и эстетикой итальянского Возрождения, художник обратился к темам античности, первым воспев в немецком искусстве красоту обнаженного женского тела. Он писал портреты, создавая яркие образы людей новой эпохи и воплощая свои представления об идеальной красоте. При этом в его творчестве ощущаются элементы готического искусства. В поздние годы в связи с придворным положением Кранаха Старшего его живопись становится репрезентативной.

11. Голландская гравюра XV–XVII  вв.

Результатом религиозных войн стал в XVI  веке раскол Нидерландов на две части: католический юг — Фландрию и протестантский север — Голландию, где в это время работало множество своеобразных мастеров. Один из них — Лука Лейденский (1494–1533), с творчества которого начинается история собственно голландского искусства. Выставка включает в себя произведения Л. Лейденского, Г. Гольциуса, Я. Рейсдаля, Рембрандта.

12. Выставка произведений Рембрандта (1606–1669).

Рембрандт Харменс ван Рейн — величайший голландский художник, живописец, рисовальщик, офортист.

Творческое наследие Рембрандта огромно: около 600 живописных полотен, почти 300 офортов и 1400 рисунков на библейские, исторические, мифологические и бытовые темы, портреты и пейзажи. Творчество Рембрандта оказало влияние на его учеников, наиболее известные из которых Геррит Доу, Говарт Флинк, Самюэль ван Хоогстратен, Карель Фабрициус, Николас Мас. Оно повлияло и на развитие мирового искусства в целом, хотя было оценено по достоинству спустя многие годы.

Широкий тематический диапазон, гуманизм, поиски выразительных художественных средств, величайшее мастерство позволяло художнику воплощать в жизнь передовые идеи времени.

Центральное внимание в своем творчестве он отводил человеку, его внутреннему миру, его переживаниям, раскрытию его духовного богатства. Творческая фигура Рембрандта высится в веках наряду с самыми крупными представителями мирового искусства.

13. Итальянская гравюра XV–XVII вв.

Итальянская гравюра XV–XVII  вв. — яркая страница становления и развития одной из самых значительных национальных школ европейской графики.

На выставке представлены произведения, выполненные в технике обрезной ксилографии, резцовой гравюры на меди и офорта, в том числе гравюры Маркантонио Раймонди по произведениям Рафаэля.

14. Французская гравюра XVII–XVIII вв.

На выставке будет представлено более 30 произведений графики известных художников, чьи имена вошли в историю мирового искусства. Это виртуозы резцовой гравюры Р. Нантейль, Ж. Эделинк, К Меллан, мастера живописи и рисунка, работы которых часто воспроизводились в гравюре — А. Ватто, Ф. Буше, Ж.-О. Фрагонар. Все они талантливо воплотили в своих произведениях мировоззрение эпохи французского Просвещения — утонченную культуру мысли и чувства, дух аристократических салонов, элегантность форм.

15. Английский гравированный портрет XVII–XVIII вв.

XVIII  век был периодом расцвета репродукционной графики. Этому способствовало коллекционирование произведений искусства, широко распространенное в ту эпоху, причем многие наряду с картинами и рисунками собирали гравюры. Если утонченные знатоки ценили самую специфику графического листа, то для более широкой публики гравированные воспроизведения заменяли еще и недоступные по ценам оригиналы.

 

п в с ч п с в
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30