Постоянная экспозиция

Версия для печатиОтправить другу по почте

КАЛИНИНГРАД – КЁНИГСБЕРГ: МОСТ НАД ВРЕМЕНЕМ 

Долговременная экспозиция «Калининград-Кёнигсберг: мост над временем» представляет историю художественной жизни города, знакомит с творчеством авторов, которые внесли свой вклад в формирование культурной ауры нашего края.

            Произведения восточно-прусских и калининградских художников органично соседствуют в единой экспозиции, создавая целостную картину искусства, рассказывающего о жизни города, о связанных с ним исторических событиях и личностях, а также о простых людях с их радостями и заботами.

 

            Открывает экспозицию выставка «750 лет Кёнигсберга-Калининграда: становление и рост города», подготовленная Музеем Кёнигсберга в Дуйсбурге и переданная в дар галерее 2005 году. Серия планшетов содержит редкие фотодокументы, карты, фотографии старинной архитектуры и репродукции уникальных произведений немецких художников,  изображавших Кёнигсберг и планы города и его окрестностей в разные времена. Кёнигсберг – как столица Восточной Пруссии был удивительно красивым европейским городом, в архитектуре которого ярко отразились основные стили разных эпох. Кроме того это был город-крепость, фортификационные сооружения которого – форты, ворота, подземные укрепления – и сегодня представляют исторический интерес и неразгаданную тайну.

 

            Художественная жизнь в довоенном Кёнигсберге была достаточно насыщенной. Здесь находились художественные учебные заведения, с которыми связаны имена известных скульпторов, живописцев, графиков. В кенигсбергской Академии художеств, просуществовавшей 100 лет – с 1845 по 1945 годы, преподавали известные мастера изобразительного искусства - Генрих Вольф, Артур Дегнер, Норберт Долецзих, в Школе искусств и ремесел – Герман Брахерт и Эрих Шмидт-Кестнер, чьи работы можно увидеть в экспозиции. Студенты–художники воспитывались не только в студиях, они имели возможность посещать богатые Городские художественные собрания Кёнигсберга, расположенные в Королевском замке, музей антикварного общества «Пруссия», Городской исторический музей в  Кнайпхофской ратуше, а также регулярные художественные выставки в Кунстхалле у башни Врангеля и в помещениях новой Академии.

 

            Особое значение имели частные коллекции, наиболее известная из них – собрание античной скульптуры в имении «Байнунен» семьи фон Фаренгейтов. Усадьба была разрушена во время войны, ряд построек находится в руинах, сам дворец не сохранился, судьба коллекции неизвестна. Найдены отдельные произведения, в числе которых «Церера» скульптора Иозефа фон Копфа, которая представлена в экспозиции.

 

            В начале ХХ века стала популярной пленэрная живопись, художники уезжали в деревни и писали на открытом воздухе. Традиции знаменитой колонии художников Нидден на Куршской косе, представленные в экспозиции работами Артура Дегнера и Фридриха Берендта, продолжаются современными художниками.

 

            Отдельные разделы экспозиции посвящены всемирно известным немецким художникам, чья жизнь и творчество связаны с Кёнигсбергом, - скульптору Станислаусу Кауэру, графику и живописцу Ловису Коринту и графику и скульптору Кете Кольвиц.

 

            Станислаус Кауэр – крупнейший скульптор в истории искусства Кёнигсберга. Творческое наследие этого мастера поистине огромно: оно насчитывает около 100 рельефов и памятников, украшавших улицы и дома города и области. Несмотря на то, что многие его произведения погибли во время Великой отечественной войны, некоторым из них удалось уцелеть. Наиболее известен его бронзовый памятник Фридриху Шиллеру, установленный на Театральной площади в Калининграде. Мраморная скульптура «После купания» теперь украшает вестибюль Калининградской художественной галереи.

 

            Творчество известной немецкой художницы, графика и скульптора Кете Кольвиц представлено в экспозиции серией графических работ. Всеобщую известность К.Кольвиц принесли серии гравюр «Восстание ткачей» (1897-1898), «Крестьянская война» (1903-1908), в которых она с огромной убедительной силой показала неотвратимость борьбы отчаявшегося народа. Поражает своей эмоциональной выразительностью графика на тему войны, против которой выступает автор. В цикле ксилографий «Война» (1920-1924) и серии литографий «Смерть» раскрывается ужас бессмысленной гибели людей и скорбь всех матерей об утрате человеческих жизней.

 

            Калининградская художественная галерея обладает коллекцией графических произведений Ловиса Коринта, состоящей из 60 эстампов, переданных в дар Фондом Цайт. Художника называли «немецким Рубенсом», так как произведения его полны жизненной энергией, восхищением красотой плоти и материальной достоверностью. Он писал портреты, ню, пейзажи, натюрморты, жанровые картины, работал над гравюрами в технике офорта и литографии. Своеобразным даром художника было удивительное умение видеть человека, тонко его чувствовать и понимать. Поэтому, вероятно, образ человека – главный объект его творческого внимания. Коринт чаще писал и рисовал близких и родных ему людей. Об этом свидетельствует галерея портретов, выполненных в начале XX века. Это, прежде всего, многочисленные портреты его жены, Шарлотты Берендт-Коринт. «Автопортрет с женой» был создан в 1904 году. Известны литературные произведения Ловиса Коринта.

 

            Кёнигсберг – родина великого немецкого философа Иммануила Канта. На фотографии представлен бронзовый памятник Иммануилу Канту работы скульптора Христиана Даниэля Рауха, созданный в 1857 году, а установленный лишь в 1864 году на средства горожан. В экспозиции представлено несколько работ, изображающих Иммануила Канта. Это скульптуры современного автора Л.И.Богатовой «И.Кант» (2009, бронза, литье) и «Критика чистого разума. Опять никто ничего не понял» (2002, медь, гальванопластика) и одного из  патриархов калининградского искусства М.Д.Дунимана «И.Кант на последней лекции» (1994, тонированный гипс). Кант прочитал свои последние лекции в университете летом 1796 года. Таким, ослабевшим физически, но сильным духом и уверенным в своих философских взглядах, изобразил художник основоположника немецкой классической философии.

 

            В 1946 году, когда после пожара войны Кёнигсберг стал Калининградом, город лежал в руинах. Таким его увидел участник штурма первый архитектор А.В.Максимов, чьи акварели наряду с художественными фотографиями разрушенного и поднимающегося города стали молчаливыми артефактами того времени. А.В. Максимовым был разработан большой научный труд, связанный с анализом сложившейся веками планировки Кёнигсберга, этапами его развития, градостроительной структурой, географией, геологией и гидрогеологией. В свободное время он написал десятки акварелей, запечатлевших руины Кёнигсберга. По художественным произведениям выставки «Руины Кёнигсберга» мы можем судить о былом архитектурном величии поверженного города и грустить о том, что красота, созданная веками, утрачена навсегда.

            В экспозицию включены произведения известного калининградского скульптора Л.Г.Пономаревой, которые в объеме передают те же пронзительные состояния человека, на глазах которого сначала трагически рушится жизнь, а потом робко пробиваются ростки возрождения. В композиции «Счастливое детство. Детям 40-х годов посвящается» обнажены чувства сострадания к ничем неповинным детям войны, которым довелось пережить ее ужасы и навсегда запомнить страшный лик смерти. Смиренно сидящая фигура Христа с терновым венком на голове в работе «Конец века» - это философские раздумья о великой или напрасной жертве, о жизни и смерти. Трогательная фигурка мальчика с ракушкой, вылепленная простыми ясными объемами создает впечатление тихой радости, которой наполнено юное сердце. В контексте экспозиции эта скульптура символизирует утверждение жизни, ее победу над смертью, над войной, над разрухой.

 

         Здесь же  представлены фотографии, запечатлевшие вехи становления и развития Калининградской области, авторов А.В. Тереховкина, О.П. Максимова, В.А. Лозового, С.Е. Покровского, Ю.Б. Павлова. Город поднимался, расчищались кирпичные завалы, строились дома, был пущен первый трамвай, играла музыка на танцплощадках, молодые родители качали в колясках своих первенцев. На обломках Кенигсберга начиналась мирная жизнь нового города Калининграда.

 

            В числе первых переселенцев в Калининграде появились профессиональные художники, и в конце 1949 года состоялась Первая областная художественная выставка, а в 1950 году открылось местное отделение Союза художников СССР. В конце 1950-х годов по направлениям художественных институтов сюда стали приезжать молодые авторы, творчество которых было созвучно энтузиазму строителей и рыбаков нового советского края. В трудных условиях проходило становление молодой области, поистине трудовой подвиг запечатлели произведения М.Г. Пясковского, А.М. Балабаева, Н.П. и А.П. Карякиных, А.А. Шевченко и других художников социалистического реализма. Их идеологическая направленность и «передвижнический» характер исполнения создавали впечатление незыблемой общественной устойчивости.

            В искусстве Калининграда на протяжении всего времени особой строкой проходила рыбацкая тема. Многие художники ходили с моряками в дальние рейсы и на прибрежный лов, привозили множество натурных зарисовок, на основании которых создавали потом замечательные произведения. Творческие командировки на рыболовные суда, на заводы и стройки не только дали огромный натурный материал, они отвечали требованиям социалистического реализма создавать «типические характеры в типических ситуациях». Поэтому сегодня картины этого времени рассказывают о реальной жизни калининградцев и их коллективном трудовом подъеме 1960-70-х годов.

            В 1980-90-х годах основным направлением оставалось фигуративное искусство, только героика трудовых будней уступила место рефлексии художников на социальные изменения в обществе, их субъективной оценке, обращению к вечным общечеловеческим мотивам. В экспозиции представлены произведения О.А.Пьянова, Б.П. Булгакова, И.Н.Чередникова, Ю.Ю. Булычева, А.А. Машихина, рассказывающие о Калининграде, передающие тихое любование его улочками, радость активной жизни, ностальгию об уходящем историческом ландшафте

              Калининград – современный российский город в живописных, графических, скульптурных произведениях и художественной фотографии стремится сохранить свою историю и культуру, соединить немецкие и советские истоки с современной действительностью.

 

п в с ч п с в
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31